Олег Вадимович Ренев, СПб ГФМЛ №30

Олег Вадимович Ренев, СПб ГФМЛ №30

«Самое главное, что ученик должен узнать от учителя, – это то, что некоторый вопрос ещё не решён.»

В. И. Арнольд


Функциональный модуль «Профильная лаборатория по математике»

Методическая разработка «Инженеры будущего со школьной скамьи» предназначена для реализации комплексной модели формирования в образовательной организации мотивирующей интерактивной среды развития технологической компетентности школьников в возрасте 13-18 лет. О. В. Ренев является одним из авторов разработки и полностью отвечает за создание и реализацию функционального модуля «Профильная лаборатория по математике».

В образовательных организациях необходимо формировать условия, обеспечивающие максимальные возможности для учащихся получать знания из различных областей науки и техники, развивать у учащихся инициативность, критическое мышление, способность к нестандартным решениям. Согласно ФГОС ООО основная образовательная программа школы реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Интеграция урочной деятельности, дополнительного образования и внеурочной деятельности является механизмом достижения нового качества образования, а интегрированная образовательная среда способствует повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов, развитию универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию, профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся.

Образовательный процесс направлен на помощь в приобретении школьниками навыков 21-го века: командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей. Обеспечивается развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, а также понимания ими смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира. Среда обеспечивает вариативность и непрерывность образовательных программ и содержания образования в соответствии с возрастными особенностями и персональным целеполаганием обучающихся. Образовательный процесс строится на принципах «обучение через игру» (Edutainment), «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «конструирование своего будущего». Активно используются сетевые формы образования и реализации распределённых проектов.

Внедрение инновационного продукта в образовательный процесс позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:

1. Для обучающихся и их родителей:

  • обеспечение мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и занятий научно-техническим творчеством,
  • получение углубленных знаний по физике, математике и другим предметам естественнонаучного цикла, по основам инженерной графики и инженерным специальностям,
  • формирование практических навыков проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования,
  • формирование практических навыков выдвижения идей и гипотез, публичных выступлений и защиты результатов исследований,
  • формирование активной жизненной позиции,
  • возможность раннего личностного и профессионального самоопределения,
  • повышение самостоятельности и инициативности обучающихся в получении новых знаний и компетенций,

2. Для образовательной организации:

  • возможность увеличения вариативности образовательных программ (элективные курсы, профильные программы и пр.),
  • возможность привлечения дополнительного контингента обучающихся,
  • возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для работы с обучающимися,
  • возможность реализации сетевых образовательных программ с организациями общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования,
  • возможность сотрудничества с индустриальными партнерами по выполнению их заказов на исследования и разработки,

3. Для системы образования в целом:

  • появление точек роста и технологических прорывов,
  • накопление новых образовательных практик и возможность их экстраполяции в другие образовательные организации,
  • создание конкурентной образовательной среды,
  • заинтересованность высших учебных заведений и промышленных предприятий в сотрудничестве для подготовки высококвалифицированных кадров на системной целевой основе,
  • повышение качества и престижности естественнонаучного и инженерного образования.